Личное подсобное хозяйств — что это согласно федеральному закону?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Личное подсобное хозяйств — что это согласно федеральному закону?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Найти законодательно установленное определение личного подсобного хозяйства можно в федеральном законе №112-ФЗ. Он очерчивает рамки ответственности и условия выделения участков под данный вид хозяйствования.

Земли ЛПХ: определения и понятия

Согласно закону, для ведения личного подсобного хозяйства человеку выделяется не более, чем 0,5 га земли. Выращенная на ней продукция должна быть использована только для домашних нужд. Если в результате полного производственного цикла остается излишек продукции, то законом разрешается его реализовать, при этом налоги за этот объем платить не нужно.

Деятельность фермеров на личных подсобных хозяйствах не относится к предпринимательству. А произведенная на участках продукция, после реализации не облагается подоходным налогом. Это главная особенность земель ЛПХ.

Правда в этом разрезе есть нюанс — обработкой земли могут заниматься непосредственно собственник и члены его семьи, наемных работников привлекать нельзя.

Какие налоги придется платить

Выручка от продажи продукции, произведенной в ЛПХ, не облагается налогами. НДС также платить не придется, поскольку этот налог распространяется только на ИП и организации. Единственная регулярная плата — земельный налог, примерно 0,3% от кадастровой стоимости участка.

По действующему законодательству, не облагаются налогом доходы от продажи продуктов животного и растительного происхождения, однако для освобождения от уплаты налогов необходимо соблюдать два условия:

  1. Площадь земельного участка не должна быть больше установленной законом № 112-ФЗ. Допустимый размер участка ‑ 0,5 га, если по решению местной администрации не выделен надел большего размера.
  2. Личное подсобное хозяйство ведется без привлечения наемных рабочих.

Чтобы освободиться от налогов, необходимо получить документ подтверждающий, что урожай, мясо и другая продукция произведены на участке разрешенной законом площади. Справку должна выдать местная администрация или правление дачного (садоводческого) товарищества.

Однако, есть нюансы, на которые стоит обратить внимание:

  • Если вы решите производить на своем участке биогумус, биогрунт и т.п. и продавать его оптом или в розницу, вас могут обязать уплатить налоги. Удобрения не считаются продуктом животноводства, их производство рассматривается как результат предпринимательской деятельности, и, следовательно, подлежит налогообложению. Также законодатель не относит дерн и почвенные смеси к продуктам растениеводства.
  • Для получения освобождения от налогов нужна справка только из администрации населенного пункта или правления некоммерческого объединения (садоводческого, дачного). Документ, выданный другой организацией, недействителен.
  • От налога освобождаются только доходы от продажи продукции, произведенной в ЛПХ. Если вам удастся получить государственную субсидию — налоги придется платить. Не облагаются суммы, полученные из бюджета на возмещение процентов по целевому кредиту, остальные средства по субсидиям подлежат налогообложению.

Достоинства и недостатки

Ведение личного подсобного хозяйства на соответствующем земельном участке имеет свои достоинства и недостатки. Главным из них является то, что для начала деятельности нет необходимости ставить предприятие на налоговый учет. Для этого достаточно зарегистрировать право собственности на земельный участок, имеющий статус ЛПХ.

Участок, предназначенный для ведения личного подсобного хозяйства можно купить арендовать или взять в безвозмездное пользование.

Фермер имеет право продавать излишки произведенной сельхозпродукции. Причем, уплачивать налоги с доходов от их реализации не нужно.

Гражданин вправе в добровольном порядке вносить взносы в ПФР, за счет чего будет формироваться будущая пенсия.

Одним из недостатков ведения ЛПХ можно назвать то, что на продукцию, произведенную на такой земле, не выдают сертификаты качества. Отсутствие рассматриваемого документа создает сложности в реализации товаров.

Сам земельный участок можно использовать только в соответствии с его целевым предназначением. Причем, допускается производство лишь сельскохозяйственной продукции и ее переработка. Если человек планирует заниматься иной деятельностью, например, выпускать сельскохозяйственные удобрения, то ему необходимо регистрироваться в качестве ИП или юридического лица.

В суд поступило исковое заявление от Администрации Чашинского сельского совета о расторжении договора аренды земельного участка к Устюгову Р. Представитель истца рассказал, что ответчику была предоставлена во временное пользование земля под личное подсобное хозяйство сроком на 5 лет. Участок имеет соответствующее целевое назначение.

Первый год пользования наделом Устюгов Р. выращивал на нем картофель. Но на следующий сезон забросил сельскохозяйственную деятельность. В результате участок пришел в негодность.

В процессе рассмотрения дела суд установил:

  • ответчик не использует земельный участок по целевому назначению в течение 3-х лет подряд;
  • Устюгов не выполняет обязанности по рекультивации земли и привидению ее в состояние, пригодное для использования по целевому назначению;
  • арендатор прекратил вносить арендную плату за пользование наделом 2 года назад.

Статья 2. Понятие личного подсобного хозяйства

1. Определение личного подсобного хозяйства, закрепленное в комментируемой статье, имеет два важных аспекта.

Во-первых, личное подсобное хозяйство — это форма непредпринимательской деятельности.

Во-вторых, эта деятельность ограничивается деятельностью по производству и переработке сельскохозяйственной продукции (п.1 комментируемой статьи) и деятельностью по реализации этой продукции (п.4 настоящей статьи). Кроме того, в пункте 2 комментируемой статьи закреплено, что ведение личного подсобного хозяйства осуществляется в целях удовлетворения личных потребностей гражданина и членов его семьи в сельскохозяйственной продукции.

Из этого следует, что личное подсобное хозяйство отличается от другой формы деятельности граждан по производству сельскохозяйственной продукции, т.е. от крестьянского (фермерского) хозяйства. Первые относятся к хозяйствам потребительского типа, а вторые являются субъектами предпринимательской деятельности. В отличие от фермерского хозяйства личное подсобное хозяйство ведется в целях удовлетворения собственных потребностей семьи в продовольствии, товарный характер имеет лишь часть продукции, но и в этом случае полученные доходы направляются не на коммерческие цели, а на личное (семейное) потребление.

Прямо рассматриваемый Федеральный закон не устанавливает, каким может быть соотношение доли продукции, используемой для личных потребностей гражданина и членов его семьи и доли товарной продукции, направляемой на реализацию. Косвенно же этот вопрос предлагается решить путем установления максимального размера общей площади земельных участков, которые используются личным подсобным хозяйством на любом праве (п.5 ст.4 Закона).

Читайте также:  Россия упрощает порядок пребывания для граждан Узбекистана

О некоммерческой (непредпринимательской) деятельности личного подсобного хозяйства свидетельствуют многие обстоятельства. Личное подсобное хозяйство не подлежит государственной регистрации (пункты 1 и 2 ст.23 Гражданского кодекса Российской Федерации, п.2 ст.3 Закона) и не облагается подоходным налогом.

В соответствии с подпунктом 13 части первой статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) доходы физических лиц, получаемые ими от продажи выращенных в личных подсобных хозяйствах, находящихся на территории Российской Федерации скота, кроликов, нутрий, птицы, диких животных и птиц (как в живом виде, так и продуктов их убоя в сыром или переработанном виде), продукции животноводства, растениеводства, цветоводства и пчеловодства как в натуральном, так и в переработанном виде. Указанные доходы освобождаются от налогообложения при условии предоставления гражданином документа, выданного соответствующим органом местного самоуправления, подтверждающего, что продаваемая продукция произведена на принадлежащем гражданину или членам его семьи земельном участке, используемого для ведения личного подсобного хозяйства.

2. Личное подсобное хозяйство ведется гражданином или гражданином и совместно проживающими с ним и(или) совместно осуществляющими с ним ведение личного подсобного хозяйства членами его семьи на земельном участке, предоставленном и(или) приобретенном для ведения личного подсобного хозяйства.

Эта правовая норма поставила точку в вопросе о том, кого следует считать главой личного подсобного хозяйства и с какого возраста (как было прежде установлено в колхозном дворе). Комментируемый Федеральный закон не вводит понятий «глава» и «члены личного подсобного хозяйства». Оно ведется гражданином на земельном участке, предоставленном и(или) приобретенном им для этих целей совместно с членами его семьи. При этом допускается, что член семьи может и не проживать совместно с этим гражданином.

3. В пункте 3 комментируемой статьи установлено, что сельскохозяйственная продукция, произведенная и переработанная при ведении личного подсобного хозяйства, является собственностью граждан, ведущих это личное подсобное хозяйство.

Из этого следует, что граждане сами должны определить причитающуюся каждому из них долю в этой продукции (согласно пунктам 1 и 2 статьи 245 и пунктам 1 и 3 статьи 252 ГК РФ по соглашению между ними либо в судебном порядке) или владеть, пользоваться и распоряжаться этой продукцией сообща без определения своих долей (согласно статье 253 ГК РФ по согласию всех участников, которое предполагается независимо от того, кем из них совершается сделка).

Однако данные нормы гражданского законодательства входят в некоторое противоречие с земельным законодательством. Согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 40 и пункту 1 статьи 41 Земельного кодекса Российской Федерации собственник, землепользователь, землевладелец и арендатор земельного участка имеют право собственности на посевы и посадки сельскохозяйственных культур, полученную сельскохозяйственную продукцию и доходы от ее реализации, т.е. по земельному законодательству продукция, произведенная в личном подсобном хозяйстве, должна быть в собственности гражданина, которому принадлежит земельный участок, предоставленный и(или) приобретенный им.

Таким образом, законодательство допускает три вида собственности на сельскохозяйственную продукцию, произведенную и переработанную при ведении личного подсобного хозяйства:

1) совместную собственность гражданина и членов его семьи (ст.253 ГК РФ);

2) долевую собственность гражданина и членов его семьи (статьи 245 и 252 ГК РФ);

3) собственность гражданина, права которого на земельный участок прошли государственную регистрацию (статьи 40 и 41 ЗК РФ) или совместную собственность этого гражданина и его супруги (ст.256 ГК РФ).

Статья 3. Право граждан на ведение личного подсобного хозяйства

1. В пункте 1 комментируемой статьи установлен единственный ограничитель прав граждан, пожелавших вести личное подсобное хозяйство. Сделать это может только дееспособный гражданин, которому земельный участок предоставлен и(или) который приобретен им для этих целей.

При этом к гражданину не предъявляется никаких квалификационных требований, например необходимость иметь опыт ведения сельскохозяйственного производства или иметь сельскохозяйственную профессиональную квалификацию.

К членам семьи этого гражданина, которые совместно с ним ведут личное подсобное хозяйство, рассматриваемый Федеральный закон вообще не предъявляет никаких требований, даже в отношении их дееспособности.

Гражданская дееспособность в полном объеме в соответствии со статьей 21 ГК РФ возникает с наступлением совершеннолетия (т.е. с 18 лет) или до достижения 18 лет при условии вступления гражданина в брак.

Согласно статье 27 ГК РФ несовершеннолетний, достигший 16 лет, может быть объявлен полностью дееспособным, если он работает по трудовому договору, в том числе по контракту, или с согласия родителей, усыновителей или попечителя занимается предпринимательской деятельностью. Такое объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипация) производится по решению органа опеки и попечительства с согласия обоих родителей, усыновителей или попечителя либо при отсутствия такого согласия — по решению суда.

Признание гражданина недееспособным вследствие психического расстройства или ограниченно дееспособным вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами может быть признано только судом в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством. В первом случае сделки от имени такого гражданина совершает его опекун, во втором случае — гражданин может их осуществлять лишь с согласия попечителя (статьи 29 и 30 ГК РФ).

2. Пункт 2 комментируемой статьи, пункту 1 и 2 статьи 23 ГК РФ не требуют осуществления государственной регистрации личного подсобного хозяйства. Граждане вправе осуществлять ведение личного подсобного хозяйства с момента государственной регистрации прав на земельный участок.

В соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» документом, удостоверяющим права на землю, является выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП), который ведут регистрационные палаты Министерства юстиции Российской Федерации (Минюст России) с выдачей гражданину свидетельства о государственной регистрации возникших прав на недвижимое имущество по форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 18.02.1998 N 219 «Об утверждении правил ведения ЕГРП».

В соответствии с пунктом 9 статьи 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» равную юридическую силу с записями в ЕГРП имеют государственные акты, свидетельства и другие документы, которые выдавались гражданам до введения в действие Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

К таким документам относятся:

1) государственный акт на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей, форма которого утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 17.09.1991 N 493 (выдавался до 24.12.1993, т.е. до принятия Указа Президента Российской Федерации N 2287, которым статья 31 Земельного кодекса РСФСР, регулирующая выдачу государственных актов, признана недействующей);

Читайте также:  С 2023 года изменится процедура оформления загранпаспорта

2) свидетельство на право собственности на землю, форма которого утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 19.03.1992 N 177 «Об утверждении форм свидетельства о праве собственности на землю, договора аренды земель сельскохозяйственного назначения и договора временного пользования землей сельскохозяйственного назначения» (выдавалось до 27.10.1993. Новая форма свидетельства на право собственности на землю была утверждена Указом Президента Российской Федерации от 27.10.1993 N 1767 «О регулировании земельных отношений и развития аграрной реформы в России» (выдавалось до вступления в силу в конкретном регионе Российской Федерации Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (в некоторых регионах России — до 1.01.2000, т.к. процесс создания регистрационных палат Минюста России затянулся на 2 года);

3) свидетельство о праве бессрочного (постоянного) пользования землей, свидетельство на право пожизненного наследуемого владения землей, договор аренды земельного участка, формы которых были утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 19.03.1992 N 177 (выдавалось до вступления в силу в конкретном регионе России Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»);

4) выписка из решения правления колхоза или выписка из приказа директора совхоза о предоставлении гражданину приусадебного земельного участка, выдавалась до 8.05.1991 (дата введения в действие Земельного кодекса РСФСР, принятого Верховным Советом РСФСР 25.04.1991).

Если у гражданина имеется второй, третий или четвертый вид из перечисленных документов, то законодатель не счел необходимым начинать их обмен и переоформление на первый вид из перечисленных документов, признав, что все они имеют равную юридическую силу. Однако, если гражданин, не имеющий первого вида из перечисленных документов, захочет совершить сделку с земельным участком, он должен предварительно пройти процедуру государственной перерегистрации прав на этот земельный участок в соответствии с порядком, установленным пунктом 2 статьи 6, пунктом 1 статьи 16 и пунктом 4 статьи 18 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и получить выписку из ЕГРП.

3. Комментируемый Федеральный закон (п.3 ст.3) гарантирует предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для ведения личного подсобного хозяйства только гражданам, которые зарегистрированы по месту постоянного проживания в сельских поселениях. Гражданам, которые зарегистрированы по месту постоянного проживания в городских поселениях, такие земельные участки предоставляются при наличии свободных земельных участков (п.4 ст.3).

Такая правовая норма в некоторой степени устраняет противоречия, содержащиеся в статьях 78 и 81 ЗК РФ, в которых земельные участки личных подсобных хозяйств отнесены к категории земель сельскохозяйственного назначения. Фактически же они находятся в категории земель поселений, хотя не включены в понятие ни одной территориальной зоны (ст.85 ЗК РФ) (их нет как в составе жилых зон, так и в составе зон сельскохозяйственного использования). На практике это привело к тому, что муниципальные образования стали требовать от граждан переоформления личного подсобного хозяйства на другой вид разрешенного использования земельного участка в поселениях — индивидуальное жилищное строительство.

Таким образом, нормы пунктов 3, 4 и 5 комментируемой статьи направлены на сохранение и развитие такой формы деятельности граждан, как ведение личного подсобного хозяйства.

Кроме того, необходимо иметь в виду, что граждане, которые зарегистрированы по месту постоянного проживания в сельских или в городских поселениях, могут приобрести земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства как в сельских, так и в городских поселениях в порядке гражданского оборота таких земельных участков (купля-продажа, дарение, наследование, обмен, аренда и другие сделки, т.к. на земельные участки личного подсобного хозяйства разрешен свободный оборот в соответствии с пунктом 6 статьи 4 рассматриваемого Федерального закона, пунктом 7 статьи 27 ЗК РФ и абзацем вторым пункта 1 статьи 1 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Какая максимальная площадь участка под ЛПХ

Организовать ЛПХ можно на приусадебной земле или за чертой населенного пункта — на полевом участке. Размер земельного участка устанавливают органы местного самоуправления на основании норм, действующих в определенном субъекте РФ. На приусадебном участке можно возводить жилье и другие постройки. Правда в некоторых регионах есть ограничения на застройку жилыми домами — не более 10% площади. На полевых землях запрещено строить капитальные дома, но допускается установка теплиц, загонов, сараев и т. п.

Согласно ч.5 ст. 4 ФЗ о ЛПХ ограничена площадь ЛПХ — участок одного подсобного хозяйства не должен быть больше 0,5 га. Региональные власти имеют право увеличить размер участка в 5 раз (например, для Ленинградской области — это 0,99 га).

Можно ли построить жилой дом на землях ЛПХ

Я купил участок с построенным домом, но кое-что достраивал на нем самостоятельно: теплицы, баню, мастерскую. Чтобы избежать недоразумений с разрешением на строительство, пришлось подробно разбираться с законодательством, заодно узнал можно ли строить дом на землях ЛПХ. Коротко о самом главном.

Земельный участок под ЛПХ может относиться только к двум категориям:

  1. Земля под приусадебный участок в пределах населенного пункта. На приусадебном земельном участке можно выстроить жилой дом и любые другие строения (с соблюдением правил, одинаковых для всех – строительных, противопожарных, санитарно-гигиенических и прочих, а также можно производить сельхозпродукцию (любую: сажать растения, разводить животных и птицу, поставить пасеку). В жилом доме, выстроенном на приусадебном земельном участке, можно зарегистрироваться по месту жительства, а также возможно получить имущественный налоговый вычет.
  2. Земля полевая для выращивания сельскохозяйственных культур. На полевом земельном участке можно только производить сельхозпродукцию и возводить для этого не капитальные строения (без фундамента). Жилой дом строить запрещено, а если он будет построен, его могут обязать снести. Естественно, о прописке в таком доме и речи не идёт.

Существуют ли ограничения на размер территории участка для ЛПХ?

Предельный размер такого участка в случае, когда он предоставляется гражданину в собственность из числа муниципальных или государственных земель, регулируется правовыми нормативными актами местной администрации. Максимальная совокупная площадь всех земельных участков, которую имеет право одновременно иметь в собственности либо другом праве каждый гражданин, установлена согласно закону субъекта РФ.

Если совокупная площадь превысила максимально допустимый размер, то в течение одного года с даты возникновения права на «лишний» земельный участок эта территория обязана быть отчуждена гражданином. Другой вариант — в тот же срок следует зарегистрироваться указанному лицу как ИП либо произвести государственную регистрацию фермерского (крестьянского) хозяйства.

Читайте также:  Сдача РСВ в 2023 году: сроки и обновлённая форма

Поддерживает ли государство владельцев ЛПХ?

Согласно статье 7 того же закона 112 ФЗ меры поддержки граждан, занятых в ЛПХ, определяются органами местного самоуправления. Наряду с этим законодательством РФ предусмотрены следующие направления государственной поддержки таких граждан:

  • В виде формирования необходимой обслуживающей инфраструктуры (подъездных путей, энерго- и водоснабжения, средств связи и т. п.), содействия организации потребительских сельхозкооперативов торгового (сбытового), перерабатывающего, обслуживающего и прочего характера.
  • В виде стимулирования развития сети ЛПХ с помощью создания условий социального, организационно-правового и экологического характера. В частности, владельцам ЛПХ, а также обслуживающим их организациям (например, сельскохозяйственным кооперативам) на возвратной основе ведется предоставление ресурсов финансового и материально-технического характера, а кроме того — технологий и необходимых научно-технических разработок.
  • В виде осуществления необходимых мероприятий, ведущих к улучшению качества сельских племенных животных, организации их искусственного осеменения.
  • Также — ежегодного бесплатного ветеринарного осмотра скота с организацией ветеринарного обслуживания, борьбы с заразными болезнями среди животных.

ЭКСПЕРТИЗА СМЕТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ. ЭКСКЛЮЗИВНО!

Дорогие и уважаемые наши Заказчики!

Хотим довести до вашего сведения одну очень важную информацию. Наше Правительство, заботясь о качестве предоставляемых в строительстве услуг, а также беспопокоясь о некотролируемом росте стоимости строительства, особенно за бюджетные деньги, внесло в Градостроительный Кодекс Российской Федерации некоторые изменения. Отныне, с 01.01.2020 года, сметную оценку стоимости строительства имеет право проводить только эксперт-сметчик, обладающий квалификационным аттестатом по направлению «Ценообразование и сметное нормирование», выданным Минстроем России.

На сегодняшний день, таких экспертов-сметчиков у нас в стране единицы. Но, Экспертный центр «ИНДЕКС», как ведущая экспертная организация России, в области строительства, заранее побеспокоилась об этом и все наши эксперты-сметчики прошли данную аттестацию. Поэтому в штате нашей организации имеется целый ряд квалифицированных аттестованных специалистов по ценообразованию и сметному нормированию.

Мы, всегда будем рады помочь вам, в любых, даже самых сложных вопросах обоснования сметной стоимости строительства, а также в спорных ситуациях, в том числе с ведомственными и надзорными органами, а также в случае судебных разбирательств.

Что можно здесь делать?

Правила, касающиеся того, как можно использовать участки ЛПХ, определяются ст. 4 ФЗ №112 и зависят от их месторасположения. Приусадебный земельный надел можно применять как для производства сельскохозяйственной продукции, так и для постройки жилого дома, а также хозяйственных строений.

Справка! Законом предъявляются требования к соблюдению градостроительных регламентов, а также строительных, противопожарных, санитарно-гигиенических, экологических и других нормативов.

Таким образом, если участок ЛПХ расположен внутри населенного пункта, то он по назначению схож с ИЖС, поскольку на нем можно построить дом и зарегистрировать его. Кроме того, можно разводить сельскохозяйственных животных – скот и птицу. Такой вариант позволяет создать небольшое хозяйство и проживать на его территории.

Что касается полевого земельного участка, то он может использоваться исключительно для сельскохозяйственных нужд. Строительство дома, а также зданий и строений на нем запрещается. Постройки могут носить исключительно временный характер, иначе имеет место нецелевое использование земель, что грозит штрафными санкциями.

Законодательство о назначении, использовании и статусе

ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» от 07.07.2003 №112-ФЗ определяет правовой статус и особенности использования земель ЛПХ.

Общий статус участка земли как объекта собственности регламентируется ГК РФ и ЗК РФ. В случае выделения земли ЛПХ из состава сельскохозяйственных земель применяются нормы ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» от 24.07.2002 №101-ФЗ.

Вопросы, связанные с изменением ВРИ ЛПХ, отражены в ГрК РФ. Переход из одной категории земель в другую происходит согласно нормам ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» от 21.12.2004 №172-ФЗ.

Порядок предоставления земель под ЛПХ в аренду или собственность регулируется региональными и муниципальными законодательными актами.

Федеральный закон «О личном подсобном хозяйстве» регулирует правовые отношения между лицами, ведущими хозяйство, и государственными органами. Статьи 2 и 4 данного закона определяют понятие ЛПХ и условия его ведения. По смыслу они переплетаются со статьей 217 (п. 13) Налогового кодекса РФ, где указано, что для освобождения от налогообложения доходов собственнику ЛПХ необходимо предоставить справку органа местного самоуправления.

В данной справке должен быть подтвержден факт ведения подсобного хозяйства и его размер. Этот документ является подтверждением того, что вся произведенная сельскохозяйственная продукция является частной собственностью. Чтобы успешно работать во благо семьи, желательно изучить постановления регионального отдела органа местного самоуправления, касающиеся ведения ЛПХ на данной территории.

Приведем сравнительную таблицу для участков земли ИЖС и приусадебного ЛПХ.

Показатель ИЖС ЛПХ
Что можно строить Одноквартирные дома с общей этажностью не более трех без учета подвала и подсобные помещения Одноквартирные дома с общей этажностью не более трех без учета подвала, подсобные помещения и помещения для хозяйственных нужд
Проектная документация Необходим проект, составленный официальной организацией и заверенный местной администрацией Нужен только примерный план будущей постройки
Срок постройки Строительство необходимо начать в течение трех лет с момента получения участка Срок начала строительства не ограничен
Что можно делать на участке, помимо возведения построек Выращивать садовые и огородные культуры, заниматься цветоводством Выращивать садовые и огородные культуры, заниматься цветоводством, растить скот и домашнюю птицу, держать пчел и другое
Место основного расположения В городах ближе к центральной части В деревнях, поселках, на окраинах городов

На каких землях можно вести ЛПХ

Личным подсобным хозяйством можно заниматься на землях в черте поселений (на собственном приусадебном участке) или за чертой поселений (в поле). Земельный участок может относиться к «землям сельскохозяйственного назначения» и к «землям населенных пунктов» одновременно.

Приусадебные земельные участки используются для строения жилого дома, бытовых или иных строений, а также для производства сельскохозяйственной продукции. На полевых участках дома для проживания строить нельзя и используются они только для производства сельскохозяйственной продукции. Предельный размер земельного участка, находящегося в собственности для организации ЛПХ, регламентируется актами органов местного самоуправления и составляют не более двух с половиной гектар или 250 соток. Хозяйства могут использовать смежные земли, которые официально оформлены на родственников либо совладельцев хозяйства. Землю в сельской местности для организации ЛПХ может получить только гражданин, имеющий государственную регистрацию в городских поселениях и при наличии свободных для этих целей участков в государственной или муниципальной собственности.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *