Вопрос 37.Стаж государственной гражданской, муниципальной службы

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Вопрос 37.Стаж государственной гражданской, муниципальной службы». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


В ч. 7 ст. 2 закона №2163-ОЗ указано, как считается муниципальный стаж работы, — календарно, то есть в годах, месяцах и днях. Расчетчик определяет полное количество лет, месяцев и дней, отработанных в должности. Если государственный служащий только поступил на работу (проработал меньше года), стимулирующая выплата ему не положена.

Вычисляя размер гособеспечения за выслугу лет, нужно учитывать, что по закону, сумма трудовой и муниципальной пенсии не должны быть выше 75% от среднемесячного оклада работника за последний год.

В этом случае для того, чтобы узнать величину выплат, которые гражданин получит на руки, нужно вычислить полный размер пособия, и вычесть из него величину государственного обеспечения по старости.

Исчисление проводится по формулам ДСП = ПВЛ – РСП и ПВЛ = СМЗ х ПС, где:

  • ДСП – дополнение (надбавка) к страховой пенсии.
  • ВСП – величина страховой пенсии (фиксированная часть и надбавки).
  • ПВЛ – пенсион за выслугу лет. По закону эта величина (или значение ДСП + РСП) имеет ограничение в 75% СМЗ и не должна превышать должностной оклад больше, чем в 2,3 раза.
  • СМЗ – среднемесячная зарплата.
  • ПС – процентная ставка, устанавливаемая в зависимости от стажа. Ее базовый размер равен 45% (если иное не установлено местным законодательством), значит, минимальное значение пенсионного гособеспечения муниципального типа равно СМЗ х 45%.
  1. Данный служащий проработал 5 лет свыше положенной нормы, значит, к определенной государством минимальной ставке добавляется по 3% за каждый отработанный год: ПС = 45% + 3% х 5 лет = 60%.

Что требуется для назначения пенсионных выплат за выслугу

Пенсия по выслуге положена гражданину при следующих условиях:

  • наличие стажа местной службы — самой выслуги. Ее продолжительность определяется по правилам из приложения № 2 к 166-ФЗ и зависит от момента выхода: выслуга лет муниципальным служащим в 2020 году составит 17 лет;
  • наличие определенных оснований для увольнения: соглашения сторон, инициативы работника, ликвидации органа местной власти или достижения гражданином предельного возраста нахождения на службе, равного 65 годам;
  • в некоторых случаях, например, если гражданин увольняется по собственному желанию или по соглашению сторон, для получения выплаты за выслугу ему необходимо соблюсти требования для получения страховой пенсии: достичь пенсионного возраста и иметь необходимое количество пенсионных коэффициентов, на 2020 это количество составляет 16,2.

Пункт 1.1 статьи 7 166-ФЗ устанавливает условия, при которых гражданин получает пенсию по выслуге лет до того, как появляются основания для назначения страховой по старости, то есть досрочно:

  • у него имеется стаж работы на местной службе не менее 25 лет;
  • как минимум последние семь из них до увольнения он провел на местной службе;
  • гражданин уволился по собственной инициативе.

Назначение страховой выплаты по старости

Помимо выплаты за выслугу, сотрудники органов власти на местах вправе рассчитывать на долю страховой выплаты, размер которой определяется по правилам ст. 19 400-ФЗ. Той же нормой установлены условия ее получения.

Гражданские и местные служащие были первой группой граждан РФ, которых коснулась пенсионная реформа, возраст выхода на страховую пенсию для них стал увеличиваться уже с 2017. Пенсионный возраст муниципального служащего с 2020 года составит 57 — для женщин и 62 — для мужчин. Постепенное увеличение продолжится вплоть до 2026, когда он составит 65 — для мужчин и 63 — для женщин. Схема повышения пенсионного возраста приведена в приложении № 5 к 400-ФЗ:

Момент, когда гражданину назначается страховая выплата по старости, в соответствии с частью 1 статьи 8 и статьями 30-33 400-ФЗ (по состоянию на 31.12.2016) Возраст, по достижении которого назначается страховая выплата по старости в период замещения местных должностей
Мужчины Женщины
2017 V + 6 месяцев V + 6 месяцев
2018 V + 12 V + 12
2020 V + 18 V + 18
2020 V + 24 V + 24
2021 V + 36 V + 36
2022 V + 48 V + 48
2023 V + 60 V + 60
2024 V + 60 V + 72
2025 V + 60 V + 84
2026 и последующие V + 60 V + 96

Получение пенсионного обеспечения трудового типа для муниципальных служащих не отличается от общепринятого порядка. Соответствуя базовым требованиям, чиновник может получать страховую пенсию, дорабатывая необходимый ему муниципальный стаж. Таблица показывает, условия назначения разных видов гособеспечения, согласно Закона № 400-ФЗ:

Виды страховой пенсии

Условия предоставления

По старости

Одновременное соответствие указанным требованиям (указаны данные для 2019 года, в дальнейшем будет их увеличение до установленного законом предела):

  • Достижение установленного законом возраста (55 лет для женщин и 60 – для мужчин).
  • Наработка необходимого страхового стажа (9 лет).
  • Наличие достаточного количества индивидуальных пенсионных коэффициентов (12,8 баллов).

По инвалидности

Назначается при получении работником инвалидности I, II или III группы (вне зависимости от причин). Непременным условием назначения является наличие страхового стажа (при его полном отсутствии назначается социальная пенсия).

Читайте также:  Покупка квартиры за материнский капитал в 2023 году

На страховое пенсионное обеспечение служащих местных органов власти распространяется требование Закона № 400-ФЗ об обязательной индексации. Ежегодно величина выплат приравнивается к коэффициенту инфляции за II квартал предшествующего года, так 1.01.2018 этот вид государственных пособий повысился на 3,7%.

Как рассчитывают сумму

Мнение эксперта
Григорьев Павел Кириллович
Начальник отделения призыва граждан на военную службу РФ

Расчеты размера платежей осуществляются исходя из значения среднего заработка лица. СЗ в свою очередь определяется за последний год, предшествующий выходу на заслуженный отдых или появлению законного на это права.

Учитывают все возможные выплаты — премии, поощрения, должностной оклад, довольствия и надбавки за ранги, звания. В расчетный период не включают время отпуска за свой счет, отпусков по беременности и родам, уходу за ребенком, а также пребывание на лечении.

Важно! Минимальный размер регулярных компенсаций пенсионерам-служащим не может быть меньше 45% средней заработной платы. Существует также максимально допустимый объем выплат — 75% от средней заработанной суммы за последние 12 месяцев

Пенсионное обеспечение муниципальных служащих и членов их семей

Частью 1 ст. 24 Федерального закона N 25-ФЗ установлено, что в области пенсионного обеспечения на муниципального служащего в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъекта РФ.

Размер государственной пенсии муниципального служащего определяется в соответствии с установленным законом субъекта РФ соотношением должностей работников муниципальной службы и государственной гражданской службы субъекта РФ. Максимальный размер государственной пенсии муниципального служащего не может превышать максимальный размер государственной пенсии государственного гражданского служащего субъекта РФ по соответствующей должности государственной гражданской службы субъекта РФ.

В случае смерти муниципального служащего, связанной с исполнением им должностных обязанностей, в том числе наступившей после его увольнения, члены семьи умершего имеют право на получение пенсии по случаю потери кормильца в порядке, определяемом федеральными законами.

Гарантия пенсионного обеспечения за выслугу лет и в связи с инвалидностью, а также пенсионного обеспечения членов семьи муниципального служащего в случае его смерти, наступившей в связи с исполнением им должностных обязанностей, реализуется в рамках Федеральных законов от 15.12.2001 N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», от 17.12.2001 N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Пенсия по выслуге лет

Условия назначения пенсии за выслугу лет государственным и муниципальным служащим

Для назначения пенсии по выслуге лет установлено несколько оснований:

  1. Наличие стажа для пенсии. Причем стажа специального – в должности государственной гражданской службы. До 2020 г. необходимая его продолжительность составляла 15 лет. Сейчас вплоть до 2026 г. государство увеличивает его ежегодно на 6 месяцев. Так, в 2020 г. специальный стаж составит не менее 16 лет и 6 месяцев. В 2020 г. – 17 лет. И так далее. Пока в 2026 г. он не составит 20 лет.

Нюанс 1: Перед выходом на пенсию такой человек должен не менее 12 полных месяцев перед увольнением состоять в должности государственного служащего.

Нюанс 2: Уволить работодатель такое лицо должен по одному из следующих оснований:

  • соглашение сторон, истечение срока действия служебного контракта, по собственному желанию,
  • отказ от предложенной должности в связи с изменением существенных условий контракта, от перевода по медицинским показаниям, от перевода в другую местность вместе с госорганом,
  • несоответствие по состоянию здоровья, по результатам аттестации,
  • сокращение должности или упразднение госоргана,
  • по независящим от воли сторон обстоятельствам: восстановление на службе ранее замещавшего такую должность человека, избрание на выборные должности, чрезвычайные обстоятельства,
  • вследствие признания гражданского служащего полностью нетрудоспособным (присваивается инвалидность) или признание его недееспособным или ограниченно дееспособным по решению суда.
  1. Пенсия по выслуге может быть получена и при отсутствии 15-летнего стажа государственной службы. Это те лица, которые проработали в должности непосредственно перед увольнением не менее 12 месяцев. К моменту увольнения они должны иметь право на назначение трудовой пенсии по старости, при этом уволены по определенным основаниям. Для руководителей также имеются послабления (ст. 7 Закона О государственном пенсионном обеспечении в РФ).
  2. Наличие общего стажа государственной службы 25 и более лет, уволенные по собственному желанию, если занимали должность госслужбы не менее 7 лет перед увольнением.

Общее правило – наступление пенсионного возраста, установленного для страховой пенсии по старости, или оформление пенсии по инвалидности. Причем не общего возраста (Новый закон о пенсиях 2019 года), а специального для госслужащих.

Пенсия муниципального служащего

Величина пенсионных выплат складывается из фактического трудового стажа гражданина, среднемесячного дохода за предыдущий год службы, соответствующих надбавок (в случае их наличия).

Кроме этого, требуется набрать достаточное количество индивидуальных баллов (коэффициентов).

В прошлом году правительством Российской Федерации была проведена реформа, касающаяся порядка ухода на заслуженный отдых муниципальных работников. Так, начиная с 2017 года пенсионный возраст должен был увеличиваться поэтапно каждый год на шесть месяцев.

Читайте также:  Как считать районный коэффициент к зарплате

Конечная цель реформы – повышение возраста для выхода на муниципальную пенсию до 63 лет у женщин-служащих и до 65 лет включительно у мужчин.

Переходный период будет продолжаться вплоть до 2032 года. Увеличение возрастной планки осуществляется поэтапно.

Так, для выхода на пенсию требуется учитывать имеющийся у сотрудника стаж работы и дату появления права на получение соответствующих пенсионных выплат. Например, если вы должны были уйти на заслуженный отдых в 2021 году, данная возможность у вас появится лишь через год.

Что такое муниципальный стаж

(см. текст в предыдущей редакции)

1. В стаж (общую продолжительность) муниципальной службы включаются периоды замещения:

1) должностей муниципальной службы;

2) муниципальных должностей;

3) государственных должностей Российской Федерации и государственных должностей субъектов Российской Федерации;

4) должностей государственной гражданской службы, воинских должностей и должностей федеральной государственной службы иных видов;

5) иных должностей в соответствии с федеральными законами.

2. В стаж муниципальной службы для определения продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет, предоставляемого муниципальным служащим, и установления им других гарантий, предусмотренных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и уставами муниципальных образований, помимо периодов замещения должностей, указанных в части 1 настоящей статьи, включаются (засчитываются) также периоды замещения должностей, включаемые (засчитываемые) в стаж государственной гражданской службы в соответствии с частью 2 статьи 54 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

3. В стаж муниципальной службы для назначения пенсии за выслугу лет муниципальным служащим включаются (засчитываются) помимо периодов замещения должностей, указанных в части 1 настоящей статьи, иные периоды в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.

4. Порядок исчисления стажа муниципальной службы устанавливается законом субъекта Российской Федерации.

Кому полагается надбавка за стаж муниципальной службы?

Правомерно ли выплачивать надбавку за стаж муниципальной службы работнику, не являющемуся муниципальным служащим, но имеющему периоды работы, засчитываемые в данный стаж.

Условия оплаты труда работников, занимающих должности, не отнесенные к должностям муниципальной службы, определяются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. 1) в органах местного самоуправления; 2) в муниципальных учреждениях, созданных органами местного самоуправления по решению вопросов местного значения и финансируемых из средств бюджета; В стаж засчитывается не более 5 лет работы на указанных должностях; 4) время отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, приходящегося на период работы, исчисляемого для выслуги лет; 5) периоды военной службы, периоды в органах внутренних дел, учреждениях и организациях уголовно-исполнительной системы; Подробности в материалах Системы: 1.

Правовая база: Федеральный закон от 02.03.2007 N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» Статья 10.

Муниципальный служащий 2. Лица, исполняющие обязанности по техническому обеспечению деятельности органов местного самоуправления, избирательных комиссий муниципальных образований, не замещают должности муниципальной службы и не являются муниципальными служащими. Статья 22. Общие принципы оплаты труда муниципального служащего 2. Правовая база: Закон Челябинской области от 30.05.2007 N 144-ЗО

«О регулировании муниципальной службы в Челябинской области»

Статья 10.

Принципы оплаты труда муниципального служащего В Трудовом кодексе есть досадные пробелы, которые усложняют работу кадровикам, хотя ничего не стоит их устранить.

О регулировании назначения пенсии муниципальным служащим российской федерации

Пенсионное обеспечение государственных гражданских служащих и муниципальных служащих осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 166-ФЗ).

В соответствии с частью 4 статьи 7 Федерального закона № 166-ФЗ условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления. Данная норма согласуется с двухуровневой системой законотворчества в Российской Федерации. Государственная служба субъектов Российской Федерации и муниципальная служба находится в совместном ведении субъектов и федерации.

В соответствии с Федеральным законом от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 25-ФЗ) муниципальный служащий имеет право на пенсию за выслугу лет.

Согласно Федеральному закону № 166-ФЗ условия предоставления права на пенсию муниципальным служащим за счет средств местных бюджетов определяются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Статьей 11 Федерального закона № 25-ФЗ установлено, что муниципальный служащий имеет право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В развитие этого положения в статье 23 Федерального закона № 25-ФЗ муниципальному служащему гарантировано пенсионное обеспечение за выслугу лет, а в статье 24 предусмотрено, что на муниципального служащего в области пенсионного обеспечения в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Порядок назначения и размер пении за выслугу лет муниципальным служащим следует регулировать муниципальными правовыми актами.

При этом необходимо учитывать, что определение размера государственной пенсии муниципального служащего осуществляется в соответствии с установленным законом субъекта Российской Федерации соотношением должностей муниципальной службы и государственной гражданской службы субъекта Российской федерации. Максимальный размер государственной пенсии муниципального служащего не может превышать максимальный размер государственной пенсии государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации по соответствующей должности (см. Закон Калужской области от 03.12.2007 № 382-ОЗ «О муниципальной службе в Калужской области»). В указанной норме речь идет не о совокупной пенсии, то есть трудовой пенсии и пенсии за выслугу лет, а о размере пенсии за выслугу.

Необходимо различать два вида пенсии, по старости и по выслуге лет (доплата к страховой пенсии) муниципального служащего. В свою очередь пенсия за выслугу лет является дополнительным пенсионным обеспечением.

Читайте также:  Ваша заявка уже обрабатывается

Таким образом, органы государственной власти субъекта Российской Федерации и органы местного самоуправления имеют право устанавливать и изменять условия и порядок пенсионного обеспечения за счет собственных средств, предусматривая различные виды социальных гарантий муниципальным служащим (пенсия за выслугу лет, доплата к трудовой пенсии и другие).

  • Рассматривая вопрос о правовой природе пенсии за выслугу лет или ежемесячной доплаты к пенсии государственным служащим субъектов Российской Федерации и о допустимости уменьшения субъектом Российской Федерации размера такого рода выплат, Конституционный Суд Российской Федерации (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 21 октября 2008 года №643-О-О) пришел к выводу, что предоставляемые за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации пенсии за выслугу лет (доплаты к пенсии) — при наличии у государственного служащего определенного стажа государственной службы (выслуги лет) — являются дополнительным, помимо назначаемой на общих основаниях пенсии, обеспечением бывших государственных служащих субъекта Российской Федерации, в силу чего при изменении правил исчисления таких дополнительных выплат и их размера право на социальное обеспечение, в том числе конституционное право на получение пенсии в установленных законом случаях и размерах, не нарушается.
  • По мнению Комитета, такую же правую позицию следует применять в отношении компетенции органов местного самоуправления по определению порядка установления и изменения пенсионного обеспечения, осуществляемого за счет средств местных бюджетов, в отношении муниципальных служащих, депутатов, членов выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления.
  • Федеральный закон от 23 мая 2016 года № 143-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части увеличения пенсионного возраста отдельным категориям граждан» не ввел новых обязательств в части предоставления пенсий отдельным категориям граждан, а изменил условия ее назначения и получения путем внесения соответствующих изменений в Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Как и ранее, право на получение пенсии за выслугу лет есть у всех муниципальных служащих, увеличен стаж муниципальной службы для назначения пенсии за выслугу лет (с 15 лет до 20 лет). На данный момент действуют переходные положения.

Условия назначения пенсии за выслугу лет, установленные федеральным законодательством, не могут быть изменены.

Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации (пункт 2 статьи 4 Конституции Российской Федерации).

Трудовая пенсия по старости и долевая начисляются из финансов местной казны. Законодательно кроме федеральных нормативных актов, которые регулируют права специалистов муниципалитета на пенсионное обеспечение, делается отписка на местное законодательство субъектов России и законодательную базу муниципалитета. Муниципальными законами являются те, которые:

  • обобщают конкретные правила;
  • изменяют правила.

Чтобы получить право пенсионных выплат, нужно соответствовать таким условиям, которые прописаны в федеральном законодательстве:

  • возрастные ограничения (в текущем году у мужчин это 60 лет, у женщин – 55 лет),
  • страховой стаж, насчитывающий минимум 15 лет (в текущем году — 9 лет с ежегодными увеличениями на 12 месяцев до 2025 года),
  • индивидуальный коэффициент минимально от 30 (в текущем году — 13,8 с ежегодными увеличениями 2,4 до 2025 года),
  • ликвидация служебного органа,
  • сокращение работников,
  • предельный возраст нахождения на служебной должности,
  • проблемы со здоровьем, мешающие продолжать трудовую деятельность,
  • достижение пенсионного возраста и личное желание будущего пенсионера.

Пример расчета пенсии муниципального служащего

На муниципальных служащих распространяются положения нескольких нормативных актов:

Пенсия госслужащих Предпосылкой реформы стало постепенное увеличение средней продолжительности жизни, и с этим нужно было что-то делать. Пенсионный Фонд нуждается в дополнительном финансировании, а проблема сама себя не решит.Поэтому один из наиболее объективных и эффективных выходов — увеличение пенсионного возраста для госслужащего. Поговаривают, что вскоре это нововведение коснётся и остальной категории граждан.Получается так, что увеличивается порог возраста для выхода на пенсию, при этом повышаются требования к госслужащему. Стаж работы должен быть не менее 15 лет, а вскоре эта цифра увеличится до 17 или 18. Преимуществом изменений будет сохранение опытных специалистов, а также снижение расходов государства на пенсионный фонд.

В нем определены особенности статуса должностных лиц.

  • ФЗ № 166. В этом законе определены принципы назначения муниципальной пенсии, установлены перечни лиц, наделенных правом на ее получение.
  • ФЗ № 400.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *